Корзина пуста
  ()

You have no items in your shopping cart.

Этнические барабаны

Этнические барабаны

ЭТНИЧЕСКИЕ БАРАБАНЫ

Ближневосточные барабаны, Турецкие и кавказские барабаны, Персидские и среднеазиатские барабаны, Индийские барабаны, Японские барабаны, Африканские барабаны

Дарбуки. Этнические барабаны. Восточные барабаныБарабаны появились на заре истории человечества. В руинах Месопотамии были найдены маленькие цилиндрические барабаны с датировкой около 3000 лет до нашей эры. Древнеегипетские гробницы содержали подобные барабаны.

Сегодня барабаны чрезвычайно популярны во всем мире, их делают в самых различных формах. Некоторые традиционные барабаны уже давно используются в эстрадной практике. Это, прежде всего, всевозможные латиноамериканские инструменты: бонги, конги и др. Сравнительно недавно в инструментарии эстрадных, этнических и средневековых музыкальных коллективов появились важнейшие восточные барабаны и барабаны Африки - соответственно, дарбука (или ее басовая разновидность думбек) и джембе. Особенность этих инструментов состоит в том, что на них можно извлекать звуки самой различной тембральной окраски. Особенно это касается дарбуки. Мастера игры способны извлекать из восточного барабана - дарбуки множество различных звуков и, таким образом, конкурировать с целой ударной установкой. Обычно технику на этих инструментах преподают носители традиции, причем освоение материала идет исключительно по слуху: ученик повторяет вслед за учителем всевозможные ритмические рисунки.

Ближневосточные барабаны

В центре внимания нашей школы этнический барабан - дарбука, главный перкуссионный инструмент Ближнего Востока. Придя в нашу школу, вы сможете познакомиться с базовыми восточными ритмами и приемами игры на дарбуке, а также с ее историей и традициями исполнительства. Опытным барабанщикам будут интересны такие необычные для этноперкуссионных школ темы как применение дарбуки в современной ритмике (рок, блюз, джаз, фанк и др.); в музыке смежных традиций - латиноамериканской, кельтской музыке, фламенко и других направлениях); игра на "двойной дарбуке", т. е. на двух дарбуках сразу; комбинирование дарбуки с рамочными барабанами и многое другое. Также обзорно будут представлены рамочные восточные барабаны - рик, бендир, тар и даф.

 

Рик - Этнические барабаны. Восточные барабаныРик (Riq)

Рик — маленький рамочный барабан, с пятью парами цымбал. Рик используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. В некотором смысле, техника игры на рике более сложная, чем на дарбуке, всвязи с тем, что играть приходится не только на мембране, но и на цымбалах. При это левая рука не только играет, но и поддерживает инструмент. Это позволяет развивать мышцы левой руки. Играющему на дарбуке желательно уметь играть также и на рике.

Иракский барабан Кшишба.Кшишба (Khishba, Kasour(чуть шире), Zahbour или Zenboor).

Используются эти барабаны преимущественно в cтранах персидского залива в музыке Choubi и танцевальном направлении Kawleeya (Ирак, Басра). Узкий трубкообразный барабан с деревянным корпусом и мембраной из рыбьей кожи. Кожа туго натянута и увлажнена, чтобы добиться яркого звука.

 

Турецкие и кавказские барабаны

Давул (Davul)

Давул - турецкий барабанДавул — барабан, распространённый у курдов, в Армении, Иране, Турции, Болгарии, Македонии, Румынии. С одной стороны имеет мембрану из козлиной кожи для баса, по которой бьют специальной твердой, с другой стороны натянута овечья кожа, по которой бьют прутиком, извлекая высокий хлесткий звук. В настоящее время мембраны стали изготавливаться из пластика. Иногда палочкой бьют по деревянному корпусу. На Балканах и Турции ритмы для давула довольно сложные, как правила на нечетные ритмы и с синкопами. В нашей студии мы используем давул для уличных выступлений и для постановки чувства ритма.

 

Кош (Kosh)

Кош (Kosh)- казацкий барабанВ XV-XVI в.в., в Запорожье были вольные земли. Там издавна селились рисковые люди, желающие свободы от разных правителей. Так постепенно возникло Запорожское козачество. Изначально это были небольшие ватаги лихих людей, промышляющих набегами и разбоем. Причём, группообразующим фактором был котёл для приготовления пищи, именуемый «кош». Отсюда и «кошевой атаман» – по сути, самый сильный разбойник, раздающий пайку. Сколько человек могло прокормиться из такого котла, столько и было сабель в коше-ватаге.

Козаки передвигалисьна лошадях или на кораблях– ладьях. Быт их был аскетичен и минимизирован. Лишних вещей с собой в набег брать не полагалось. Поэтому небогатое имущество было многофункциональным. Самое интересное: этот самый кош-котёл после обильного ужина легко и просто превращался в барабан-тулумбас, разновидность литавры.

На выеденный дочиста котёл с помощью верёвок натягивалась шкура того животного,которого в нём сварили на ужин. За ночь у костра тулумбас подсыхал, и к утру получался боевой барабан, с помощь которого подавались сигналы войску и осуществлялась связь с другими кошами. На ладьях такой барабан обеспечивал слаженные действия гребцов. Позже такие же тулумбасы применялись на сторожевых вежах-вышках вдоль Днепра. С их помощью по эстафете передавался сигнал о приближении противника Появление и применение тулумбаса-котла.

ДхолДхол

Дхол — кавказский двусторонний барабан, распространен в Армении, Грузии, Азербайджане. Одна из мембран толще другой. Корпус делается из металла или дерева. Звук извлекается руками или двумя деревянными палками аналогично турецкому давулу - толстой и тонкой. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.

Персидские и среднеазиатские барабаны

Даф (Daf, Dap)

Даф - Этнические барабаны. Восточные барабаныДаф - один из древнейших рамочных ударных инструментов, о котором существует много народных сказаний. Время его возникновения соответствует времени появления поэзии. Например, в Тоурате говорится, что это Тавил - сын Лямака изобрёл даф. А также, когда речь идет о свадьбе Соломона с Белкис, то упоминается, что даф звучал в их брачную ночь. Имам Мохамад Казали писал, что пророк Мохаммад сказал: " распространяйте брак и играйте громко на дафе". Эти свидетельства говорят о духовной ценности дафа.

Ахмед бен Мохаммад Альтавуси так пишет про отношения дафа с играющим на нём и манеру игры на дафе: "круг дафа - это круг Akvan (бытие, мир, всё сущее , вселенная) и кожа, которая натянута на нём - это абсолютное существование, и удар в него - это вступление божественного воодушевления, которое из сердца, внутреннего и сокровенного, переносится на абсолютное бытие. И дыхание играющего на дафе - это напоминание о степени Бога, когда его обращение к людям, их душу в плену любви расположит".

В Иране суфии использовали даф для ритуальных церемоний ("зикр"). В последние годы иранские музыканты с успехом стали использовать восточный барабан - даф в современной эстрадной персидской музыке.

В нашей школе проводятся факультативные занятия по дафу и рику.

Тонбак - иранский барабанТонбак (Tonbak)

Кроме дарбуки существуют другие популярные барабаны кубкообразной формы.

Тонбак (томбак) – иранский традиционный перкуссионный инструмент (барабан) в форме кубка. Существуют различные версии происхождения названия этого инструмента. По основной из них - название является объединением названий основных ударов Tom и bak. Сразу оговорим нюансы написания и произношения. В персидском языке буквосочетание «нб» произносится как «м». Отсюда пошло разночтение названий «тонбак» и «томбак». Интересно, что даже в фарси можно встретить запись равнозначную произношению «томбак». Однако правильным считается писать «тонбак», а произносить «томбак». По другой версии, tonbak происходит от слова tonb, что в буквальном переводе означает «живот». Действительно, тонбак имеет выпуклую форму, подобную животу. Хотя, конечно, первая версия является более общепринятой. Остальные названия (tombak/donbak/dombaк) являются вариациями первоначального. Ещё одно название - zarb - имеет арабское происхождение (вероятнее всего от слова darab, что означает звук удара в барабан). Играют на тонбаке пальцами, что характерно в целом для перкуссии восточного происхождения. Звук инструмента, благодаря не слишком сильному натяжению кожи и специфической форме корпуса, богат тембровыми оттенками, наполнен несравненной глубиной и плотностью баса.

Техника исполнения на томбаке выделяет его из огромного числа барабанов этого вида: она очень изощренная и характеризуется многообразием приемов исполнения и их сочетаний. Играют на томбаке двумя руками, расположив инструмент почти в горизонтальном положении. Достижение желаемой звуковой краски, как минимум, зависит от области инструмента, на которую приходится удар, и от того, как удар производится – пальцами или кистью, щелчком или скольжением.

Дойра (Doira)

ДойраОсновной узбекский барабан. Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм. Перед игрой дойру нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий. К осн. звуку присоединяется звон металлич. подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамич. оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на дойре, разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На дойре играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар дойры составляют разнообразные ритмические фигуры - усули. Д. используется при исполнении макомов, мугамов. В современное время дойра часто входит в состав народных, а иногда и симфонических оркестров.

Индийские барабаны

Индийские таблы

Индийские таблыНазвание индийских барабанов таблы очень похоже на название египетского барабана Табла, что по арабски означает "мембрана". Хотя само название «табла» — чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Большой барабан называется байан, маленький — дайна.

Существует несколько гхаран (школ) табла, наиболее известны шесть из них: Аджрара гхарана, Бенаресская гхарана, Делийская гхарана, Фарукхабад гхарана, Лакхнау гхарана, Пенджабская гхарана.

Один из самых известных музыкантов, прославивших этот инструмент на весь мир, — легендарный индийский музыкант Закир Хуссейн.


Японские барабаны

Тайко (Taiko)

Тайко - японский барабан

Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии. Дословно тайко переводится как большой (пузатый) барабан.

Вероятнее всего, эти барабаны были завезены из Китая или Кореи между III и IX веками, а после IX века изготавливались местными мастерами, породившими уникальный японский инструмент.

В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Простыми комбинациями ударов тайко передавались сигналы о надвигающейся опасности или общих работах.  В результате территория деревни определялась такой удаленностью, до которой мог достигать его звук барабана.

Имитируя барабаном рокот грома, крестьяне призывали дождь в засушливые сезоны. Играть на тайко могли только самые уважаемые и просветленные из жителей. С укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. В результате играть на тайко стали только в особых случаях и только барабанщики, получившие на это благословение священников.

В настоящее время барабанщики тайко играют композиции только с дозволения учителя и учат все композиции исключительно на слух. Нотная запись не ведется и, более того, запрещена. Обучение проходит в специальных общинах, отгороженных от внешнего мира, представляющих нечто среднее между армейским подразделением и монастырем. Для игры на тайко требуется недюжая сила, поэтому все барабанщики проходят суровую физическую подготовку.

Достоверно известно, что одно из самых ранних назначений тайко было военное. Гром барабанов во время атак использовался для устрашения противника и вдохновления своих войск на битву. Позже, к пятнадцатому веку, барабаны стали инструментом для подачи сигналов и передачи сообщений в ходе сражения.

Помимо военных и территориальных, тайко всегда использовались и в эстетических целях. Музыка в стиле гагаку (gagaku) появилась в Японии в период Нара (697 – 794) вместе с буддизмом и быстро привилась при императорском дворе как официальная. Одиночный тайко входит в состав группы инструментов, сопровождающих представления театров Но и Кабуки.

Барабаны Японии носят общее название тайко, по конструкции они делятся на две большие группы: бë-дайко, у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и шимэ-дайко, которые можно настроить при помощи шнуров или винтов. Корпус барабана выдалбливают из цельного куска твёрдой древесины. На тайко играют палочками под названием бати.

Африканские барабаны

Джембе (Djembe)

Джембе - африканский барабанДжембе — западно-африканский барабан в форме кубка (примерно 60 см высотой и диаметром мембраны около 30 см), выдолбленный из цельного куска дерева с натянутой кожей антилопы или козы, часто с металлическими пластинами «kesingkesing», применяемыми для усиления звука. Появился в Малийской Империи в XII веке и образно назывался Healing Drum (Исцеляющий Барабан). Полагают, что открытая форма корпуса происходит от обычной дробилки зерна. В зависимости от удара, djembe производит три основных звука: басовый, тональный и резкого шлепка - слэп. Для африканских ритмов характерна полиритмия, когда несколько барабанных партий создают общий ритм.

Играют на джембе ладонями. Основные удары: Бас (в центр мембраны), Тон (основной удар по краю мембраны), Слэп (шлепок по краю мембраны).

Басовые барабаны западной Африки

Дунумба — Большой барабан. Сангбан — Средний барабан. Кенкени — малый барабан.

На этих барабанах натянута кожа быка. Кожа натягивается с помощью специальных металлических колец и веревок. Настроены эти барабаны по уровню тона соответственно. Звук извлекается палкой.

Во время игры в ансамбле — басовые барабаны образуют базовый полиритм.

Бендир (Bendir)

Бендир - Этнические барабаны. Восточные барабаныБендир — барабан севера Африки (Магриба), особенно региона Восточных Берберов. Представляет собой рамочный барабан, изготовленный из дерева и обтянутый с одной стороны шкурой животного. На внутренней поверхности мембраны бендира обычно прикрепляются струны, которые создают дополнительную вибрацию звука при ударе. Самый лучший звук получается на бендире с очень тонкой мембраной и с довольно прочными струнами. Алжирские и марокканские оркестры, исполняющие как современные, так и традиционные музыкальные формы. В отличие от дафа, у бендира отсутствуют кольца с обратной стороны мембраны.

Еще один национальный инструмент, который можно встретить только в Магрибе, - это кракеб (krakeb) или по-другому какабу (kakabu), который представляет собой металлическую ложку с двумя концами. Эти, так называемые, ложки держатся по две в каждой руке и при ударе получаются быстрые, как бы пульсирующие, звуки, создающие колоритный орнамент для ритма.

Конечно же, в Северной Африке играют и на дарбуке – инструмент, заимствованный от арабов. Современные дарбуки Магриба либо глиняные, либо традиционные египетские металлические.

Рассказывая о ритмах и инструментах Северной Африки, нельзя не упомянуть о еще одной любопытной традиции, а именно групповое хлопанье в ладоши. Для туристов эта традиция кажется, мягко говоря, необычной, а для самих жителей Магриба нет ничего привычней, чем собраться всем вместе и начать хлопать в ладоши, создавая определенный ритм. Секрет правильного звука при хлопке заключается в положении ладоней. Описать это довольно трудно, но сами местные жители говорят, что при ударе нужно почувствовать, как зажимаешь воздух обеими руками. Также важно и само движение рук - абсолютно свободное и расслабленное. Подобные традиции также можно встретить в Испании, Индии и на Кубе.

Уду (Udu)

Уду - африканский барабанУду — африканский глиняный барабан-горшок, происходящий из Нигерии (udu - одновременно 'сосуд' и 'мир' на языке Игбо). Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались "голосами предков" и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях. При ударе по отверстию издает глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности.

Стоит отметить, что какой-либо традиционной школы игры на уду попросту не существует, как не существует и общепринятого названия этого инструмента. Собственно, это ничуть не удивительно, учитывая что большую часть своей истории Ибо жили разобщенными группами. Единственной общей для всех нигерийских музыкантов основой техники являются удары по боковому отверстию с открыванием и закрыванием другой рукой горловины барабана. При этом получается гипнотический бас, за что многие так любят Уду. Такая же ситуация и с названием инструмента: оно меняется не только от региона к региону, но и от того, для каких церемоний используется барабан. Чаще всего ему приписывается имя «абанг мбрэ», что означает попросту «горшок для игры».

Несмотря на появление уду из стеклопластика и дерева, самым популярным материалом для изготовления этого инструмента остается глина. Сейчас большинство мастеров делают барабаны на гончарном круге, но в Нигерии до сих пор широко распространен традиционный способ изготовления без использования станков и сложных инструментов. Существует интересная техника игры на уду из стеклопластика, когда свойства резонатора изменяются с помощью налитой в горшок воды. С водой барабан приобретает поистине мистическое звучание.